Как узнать, что именно вы пишете?

Валерия Жданова

Начинающий литератор, написавший своё первое произведение и рассылающий его по крупным литературным журналам, довольно часто бывает отвергнут. Как правило, никто ему не сообщает о причине отказа в публикации. Однако, причин для этого не так уж и много. И одна из наиболее распространённых - не соответствие написанного критериям большой литературы.

Редакционная коллегия уважаемого литературного журнала, безусловно, стремится публиковать на страницах своего издания исключительно произведения, относящиеся к числу большой литературы, а не так называемое бульварное чтиво. Конечно, существует огромное множество второсортных литературных журналов, которые готовы публиковать абсолютно всё (и, как правило, за плату со стороны автора), но их издания редко могут похвастаться широкой читательской аудиторией. Да и довольно сомнительное удовольствие - платить за публикацию. Особенно если твоё произведение при этом ещё и читать никто не станет.

Но как же самостоятельно понять, что именно удалось написать: никому ненужное бульварное чтиво или всё-таки произведение, относящееся к большой литературе? На самом деле, в этом нет ничего сложного.

Что такое бульварное чтиво?

Основной признак литературы, относящейся к так называемому бульварному чтиву, - упор исключительно на сюжетную линию. То есть всё построено вокруг динамично развивающегося сюжета. События сменяют друг друга с головокружительной скоростью, стремительно увлекая за собой читателя. Книга прочитывается буквально на одном дыхании.

К таким произведениям можно с уверенностью отнести большинство

  • современных детективов,
  • триллеров,
  • фэнтези,
  • приключенческих романов

и многое другое.

Герои подобных романов зачастую однотипные, не слишком отличающиеся друг от друга. Порою они живут в основательном отрыве от реальности (хотя речь и не идёт о фантастическом романе). Интерес к книге остывает сразу же, как только главная интрига оказывается раскрытой. Вряд ли вам когда-нибудь захочется перечитать её повторно, так как сюжет уже известен, а он-то и является ключевым звеном.

В прочем, справедливости ради стоит отметить, что определённая польза от таких книг также имеется. В жизни бывает не мало ситуаций, когда крайне необходимо отвлечься от происходящего вокруг, и подобные произведения в этом случае подходят как нельзя лучше. Своего рода безопасный наркотик, позволяющий забыться, но не вызывающий зависимость.

Что такое большая литература?

Основа любого произведения, которое уверенно можно отнести к большой литературе, - это обстоятельно прописанные характеры всех основных персонажей. Причём главные действующие лица непременно должны изменяться, а не оставаться к концу произведения такими же, какими они предстали перед читателем на первых страницах повествования.

Возьмите, к примеру, любое произведение отечественной классики - там все персонажи выписаны ярко и обстоятельно, и происходящие с ними события непременно оказывают влияние

  1. на характер,
  2. мировоззрение,
  3. поступки.

В этом и состоит ценность большой литературы - на примере показать глубокую метаморфозу внутреннего мира персонажа.

Сюжет в данном случае, безусловно, тоже имеет большое значение. Но он не является единственным фактором, притягивающим к себе внимание читателя. Перемены, происходящие с персонажами, их внутренняя, внешняя борьба с различными обстоятельствами, оказываются не менее (а порой и более) важными. Произведение содержит в себе глубокий нравственно-духовный посыл, ради которого и возникает желание повторно перечитывать книгу. Она, если продолжать образные параллели, является духовной пищей, дающей толчок для глубоких размышлений, а не наркотиком, призванным лишь отвлечь на какое-то время от болезненной действительности.

Несомненно, по-настоящему глубокое литературное произведение не просто написать. Но если у вас это получилось, можете не сомневаться - большинство «дверей» серьёзных литературных журналов для вас окажутся открытыми.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться